Киев - история - Подол

Каталог сайтовГор. справкаИсторияФотоПОИСК КИЕВ 

История Киева

Справка Киева

Службы такси
Маршруты гортранспорта
Гостиницы
Радиостанции
Карта Киева
Прогноз погоды
Текущая погода
Полезные телефоны
Поликлиники
Почтовые отделения
Театры
Базы отдыха
ЖД кассы
ЖД расписание
Расписание автобусов
Рестораны
Заправки

По краям нагорной части Киева в разное время возник целый ряд поселений, которые то с большей, то с меньшей быстротой разрослись до того, что они образуют целые части города, как: Подольская, Плоская, Лыбедская, Бульварная и Лукьяновская. Эти поселения до того как расширились, что не только заняли прилегаюшие к СтароКиевской и Печерской возвышенностям низменные места, составляли некогда поля и огороды старого города или даже просто болота и дебри, но даже слились с окрестными селами, находившимися прежде на значительном расстоянии от города, как: Куреневка, Прюрка, Юрковица, Лукьяновка, Шулявшина, Соломевка и Демиевка. При этом расширение города шло главным образом по двум направлениям — в северо-восточную сторону и в юго-западную. Раньше других местностей заселилась лежащая у подножья Старого города, обширная Подольская низменность; она представляла при первых князьях болота и дебри, поросшие лесом. Заселение ее началось при Св. Владимире и Ярославе Мудром, когда у нас упрочился государственный порядок и открылась возможность для развития торговли, а Подол, при существовании в то время только водных путей сообщения, представлял в этом отношении наиболее удобное место из всего Киева. Подобное же явление мы наблюдаем и в стремлении города приблизится к железной дороге. Прежде всего заселилась та часть Подольской низменности, которая прилегает с одной стороны к исконному поселению Киева; с осталеных же сторон она ограничивалась течением ручья Глубочицы и Почайны, т. е. нынешнею канавою, проведенною по руслу Глубочицы и берегам Днепра после слияния с ним Почайны. Это и есть так называемая Подольская часть. При Изяславе 1-ом и затем Святополке 2-ом Подол стал уже главным центром торговли всего Киева и был очень многолюден. Далее, в 12-м веке подол играл уже видную роль в истории Киева: неоднократно жители его уже устраивали у себя особое вече и принимали участие во всех делах верхнего города. Вслед затем, во время княжеских междоусобий и нашествий иноплеменников, Подол наравне с верхним городом подвергался неоднократно разграблениям и опустошениям. В эпоху же иноземного владычества в Киеве, судьба Подола совсем изменилась: он сделался излюбленным местом польских правителей и католического духовенства, вследствие чего одно время даже возвысился над остальными частями Киева. В это время, между прочим, в северной части Подола на одиноко стоящей горе был сооружен городской замок, в котором сосредоточивалось все городское управление, отчего и сама гора стала именоваться Замковою. В замке было также место пребывания воевод польских, от имени последнего из которых А. Киселя и Замковая гора стала именоваться Киселевкою. Но затем, с присоединением Киева к России, значение Подола несколько уменьшилось, а сильный пожар 1811-го года истребил и большую часть его зданий. Ныне Подол представляет правильно распланированную и плотно населенную часть города, которая сообщается с нагорным Киевом посредством трех спусков: Александровского, Андреевского с отделяющимся от него Воздвиженским и Вознесенского с его продолжением — Иларионовским. Кроме того, в Подольской части есть два пути, выводящие за город — Набережное шоссе, направляющееся через цепной мост на левый берег Днепра, и Глубочицкое шоссе, соединяющееся с Брест-Литовским; целый ряд улиц, переходящих в Плоскую часть, и Днепровская пристань. Средиточие Подольской части составляет обширная Александровская площадь, вокруг которой и расположены главные святыни и достопримечательности Подола, как-то: Братский Богоявленский монастырь с Духовной Академией, Воскресенская церковь, Петро-Павловская церковь с Духовной семинарией, вслед за которой расположены Притиско-Николаевская церковь и Флоровский женский монастырь, — потом в углу самой же площади Успенский собор, далее Третья гимназия, где был прежде Магистрат, и непосредственно за нею церкви Доброго Николая, Покрова и женская Подольская гимназия, и затем против Братства Екатерининская церковь или Греческий монастырь. На самой же площади помещаются: Гостиный двор, Контрактовый дом и колодезь Сампсона. Кроме того, по окраинам Подольской части расположены: Воздвиженская церковь на Кожемяках и по Крещатицкой набережной и вблизи ее Киево-Подольское духовное училище и возле него церкви: Набережно-Николаевская и Ильинская, далее Борисо-Глебская по улице того же имени, церковь Рождества Христова по Александровской улице и над спуском того же имени на уступи Михайловской горы памятник Св. Владимира. Самое видное место на Киево-Подольской, или Александровской, площади занимает Братский Богоявленский монастырь с существующей при нем Духовной Академией; ему принадлежит обширное пространство между Александровской площадью и улицами: Набережно-Николаевской, Волошской и Ильинской. Все это пространство обнесено каменною оградою, которая со стороны площади увенчивается трехъярусной колокольней с высоким шпилем под крестом.



Текст адаптирован из книги
"Кiевъ теперь и прежде"
М.М. Захарченко, 1888 г.


Каталог сайтов Киева

Твой Киев © 2011 | Об использовании | Контакт