Киев - история - Софиевский собор

Каталог сайтовГор. справкаИсторияФотоПОИСК КИЕВ 

История Киева

Справка Киева

Службы такси
Маршруты гортранспорта
Гостиницы
Радиостанции
Карта Киева
Прогноз погоды
Текущая погода
Полезные телефоны
Поликлиники
Почтовые отделения
Театры
Базы отдыха
ЖД кассы
ЖД расписание
Расписание автобусов
Рестораны
Заправки

Софиевский собор ныне, как и прежде, занимал господствующее положение над всем Старым Городом. Он окружен обширным двором, который выходит на улицы: Владимирскую, Троицкую, Стрелецкую, Георгиевскую и с одной только стороны соприкасается с усадьбою Георгиевской церкви. Весь двор Собора обнесен высокою, толстою, каменною стеною, которая увенчивается со стороны Лавры стройной высокой изящно отделанной колокольнею. Внутри ограды, кругом главного храма расположены: теплая церковь во имя Рождества Христова, а за нею консистория, митрополитанский дом с крестовой церковью в нем во имя священномученика Макария и с двух-этажным флигелем для митрополичей свиты и певчих, а за ними большой двухэтажный каменный дом для священнослужителей Собора; далее идет духовное училище, а за духовным училищем Софиевская гостиница; сверх того в некоторых местах соборного двора помещены различные служебные постройки.

Софиевский собор Храм Святой Софии — каменный, частью сохранившиеся еще от 11-го века, древней, а отчасти более поздней постройки. Стены храма доходят до двух аршин толщины; причем восточная стена представляет собою лишь с 9-ю полукружиями, остальные же поддерживаются 16-ю массивными контрфорсами; стены сложены из тонкого красного кирпича и камня, соединенных толстыми швами с заливкой из браиловской извести, смешанной с толченым кирпичем. Над выбеленными стенами, вышиною в 6 с лишним саж., возвышается зеленая крыша, увенчанная одиннадцатью вызолоченными куполами. Общая высота храма от верхней части фундамента до верхней части креста на главном куполе несколько более 27 саженей. Средняя часть храма представляет собою крест, помещающейся в прямоугольном корпусе. Другие части этого корпуса, над которыми устроены хоры, опирающееся на 18 столбов, соединенных между собою арками, представляют двухэтажную постройку, прилегающую с 3х сторон к крестообразной средине храма. Внутри храм, в большей своей части, разделен на два неравные этажа или яруса, из которых первый гораздо ниже верхнего. Второй этаж известен более вообще под именем хор: столбы, поддерживающее хоры, расположены так, что образуют собою по 3 параллельных галереи на каждой стороне, в направлении от запада к востоку. Трибун купола лежит на 4х арках, которые поддерживаются четырьмя пилонами или большими столпами, образующими квадрат в средине крестообразной внутренней части храма. Площадь, занимаемая Собором, внутри храма имеет в длину, от восточной стены главного алтаря до западных дверей, 14 саж. I арш. и 12 вершков, а в ширину, от наружной стены северной паперти до такой же стены южной паперти, 24 саж., 1 арш., 10 вершков; арки под хорами и в папертях имеют в вышину по 3 сажени и 4 вершка; а главная, поддерживающая купол и среднюю часть храма, по 7 саж. и 13 вершков; от пола до дна главного купола 13 саженей и 9 вершков. Под главным куполом все здание в оба этажа совершенно открытое. Сообщение нижнего этажа с хорами происходит посредством двух внутренних лестниц. Все стены храма как в нижнем, так и в верхнем этаже, а равно и купола и колонны украшены отчасти сохранившейся еще от древнего времени мозаикой, отчасти же древней стенной живописью, и затем такой же живописью только поновленной, а на недостающих местах совсем новой. Пол во всем храме выложен чугунными плитами. Внутренность храма освещается 12-ю окнами главного купола и несколькими окнами малых куполов; но в последних некоторые из окон во время пристроек отчасти или совсем заложены. Лучше других частей храма освещены алтарь, западная часть хор при помощи боковых окон и вообще средняя часть храма; боковые же части всегда остаются в полумраке. Всех престолов в Киево-Софийском соборе 15-ть: из них 9 внизу, 4 на хорах и 2 в куполах над лестницами, ведущими на хоры. Софиевский собор Налево от главного алтаря, в отделенном от него пределе, находится жертвенник; за ним следует 4-е придельных алтаря с престолами.

Софийский собор очень богат и славен своею святынею и своими достопримечательностями. Давно уже Киевский храм св. Софии пользуется высоким почитанием у русского народа за свои св. чудотворные иконы и св. мощи угодников Божьих. К ним относятся:

1. Икона святителя Христова Николая, прозванного Мокрым. Эта икона древнейшая из всех икон сего имени, известных в России; она помещается на хорах в иконостасе Николаевского же придела, с левой стороны от главного алтаря. Вся икона в серебряном вызолоченном окладе, который пожертвован в 1840-м году усердием московского, купечества взамен бывшей на ней же также серебряной ризы, построенной в 1761 году и находящейся ныне на копии сего чудотворного образа. Доска иконы массивная из дерева, длиною в 1 1/2 арш., а шириною почти в 1 1/2 аршин. Письмо иконы древнегреческое, с подписью по сторонам лика. Святитель изображен с открытою головою, без митры, и без панапи, в ризе одноцветной зеленой материи с золотыми тонкими кантами. Чудеса от этого образа относятся еще к 12-му веку; самая же икона, без сомнения, значительно древнее. Первое чудо от этого образа состояло в возвращении жизни младенцу, утонувшему в Днепре, от чего и дано было изображенному на сей иконе святителю название Николая Мокрого. Чудо это явлено в Киеве перед сим образом в княжении Всеволода Ярославича, в конце 12-го века.

2. Чудотворная икона Божьей Матери—Купятицкая, также на хорах, в иконостасе Андреевского придела, по правую сторону от главного алтаря. Икона эта состоит из рельефного изображения Божьей Матери на небольшом греческой формы, равноконечном медном кресте. Крест литой, с изображением распятия Господня на оборотной стороне Первоначальное прославление этой иконы, по обретении одной девицей на дереве, относится к 16-му веку. Сначала икона находилась в приходской церкви с. Купятич Пинского уезда Минской губернии, а потом в Купятицком монастыре, откуда в 1655 г., когда монастырем завладели униаты, принесена в Киев православными монахами и помещена в Софиевском соборе. В 1700 г., по распоряжению митрополита Варлаама Ясинского, икона эта вделана в серебряный, вызолоченный диск, устроенный во исполнение духовного завещания митрополита Гедеона, князя Четвертинского, назначившего к этому образу золотой португал, что составляло около 11-ти червонцев. На концах срединной части ее диска изображены св. Иоаким и Анна, а на нижнем конце, под иконой, в стихах означено время перенесения иконы в Киев и время сооружения этого диска. Празднование этой иконе совершается 15 ноября.

3. Чудотворная икона Божеей Матери—Любечская находится при входе в Собор, налево от входных западных дверей, в отдельном киоте. Любечской названа она потому, что первоначально находилась в г. Любечь, черниговской губернии, на родине преподобного Антония Печерского. В половине 17-го века икона эта перенесена из Любеча в Киев при митрополите Сильвестре Коссове и поставлена в Софийском соборе при стене алтарной, а в 1713 году перенесена на настоящее место.

4. Икона Божией Матери—Дубовицкая помещается при входе в Собор из Успенского придела, у южных дверей, в особом киоте и в серебряном вызолоченном окладе. Эта икона представляет старинную копию чудотворной Дубовицкой иконы, находящейся в Черниговской губернии; пожертвована она Софийскому собору Н. А. Львовой, которой она принадлежала, как родовая святыня.

5. Мощи св. митрополита Киевскаго Макария, убитого татарами 1 мая 1497 года в д. Стриголов Минской губернии, на р. Припяти, во время путешествия его из Вилено в Киев. Он покоятся на правой половине Собора, перед иконостасом Архангело-Михайловскаго придела, в серебряной раке, устроенной в 1833 году.

6. На левой стороне Собора, у скверной стены Георгиевского придела, в обложенной серебром раке сохраняются: - часть крови Господней в серебряном сосуде, часть ризы Господней и часть животворящего древа креста Господня; - часть мощей Христова века: младенца, Христа ради от Ирода убиенного, св. Иоанна Предтечи, архидиакона Стефана, евангелиста Матвея и апостола Павла; - частицы мощей греческих святителей: св. Василия Великого, Григория Богослова, Иоаниа Златоуста, Василия Амасийского, Михаила Синадскаго, Аноима Никомидшского, Власия Севасийского и священномученика Ианнуария; - частицы мощей российских святителей — митрополита Киевского Михаила, епископа Симона Суздальского, Ефрема Переяславского, Исаии Ростовского и Нифонта Новгородского; - частицы мощей греческих великомученников — Георгия, Прокопия, Теодора, Тирона, Теодора Стратилата, Артемия, Пантелеймона и Иоанна Сочавского, мучеников Козьмы безсребреника, Иакова Персианина, Трифона, Севастиана, Мирона и преподобномученика Лукиллиана, пресвитера Антиохийского, ...

Самую драгоценную достопримечательность Софийского собора составляют мозаичные и фресковые священные изображения на его стенах и сводах; они тем дороже для нас еще, что это единственные в России памятники живописи 11-го века. Изображения, сделанные посредством мозаики, составлены из небольших камешков кубической формы, величиною в 1/2, 1/4 и 1/8 вершка. Кубики эти разноцветные и большею частью из стеклянной массы, некоторые же из них составлены из металлических композиций, а есть даже и натуральные камни. Все кубики уложены по известному рисунку; при чем они вставлены в густую массу клейкого цемента, которым, на подобие штукатурки, покрыты стены. Затем, сверх мозаики, картины покрыты стеклянной эмалью или лазурью. Очень хорошо сохранились некоторые мозаические изображения в большом алтаре и под большим куполом: прямо против западных входных дверей храма, из-за иконостаса взором каждого представляется колоссальное мозаическое изображение Божией Матери, получившей между богомольцами, за дивную долговечность свое название — "Нерушимой Стены". Изображение это находится над горним местом, почти на своде алтаря, представляющем громадную нишу с круглым сводом. По своему высокому положению и по своим громадным размерам, достигающим 7-ми аршин высоты, икона эта господствует не только над алтарем, но и над всем храмом, и видна почти со всех главных пунктов его.

Карниз и две узорные мозаические каймы отделяют икону Божией Матери от изображения Тайной Вечери, занимающего все пространство алтарного выступа, от одного угла до другого. Ниже Тайной Вечери, в алтарном полукруге, находится третий, нижний ряд мозаических изображений. В этом ряду картин отдельными лицами представлены два св. архиепископа и восемь святителей.

Из священных книг интересны: Евангелие московского издания 1689 года, пожертвованное митрополитом Стефаном Яворским, с собственноручною его надписью в 1703 г. Евангелие это в высоту имеет 1 арш. и в ширину 11 вершков; оно оковано серебром с рельефными изображениями: на передней доске образ Софии Премудрости Божией, а на задней семь святителей, по переводу с такой же иконы Софиевского собора; в начале каждого из четырех Евангелий образ самого евангелиста на большом листе, в красках, причем первые листы с бордюрами в красках и золоте.

Богослужение в Софийском соборе совершается в следующем порядке: заутреня с вечера, ранняя обедня в 6 часов, а поздняя в 9 часов утра. Двор Софийского собора обнесен высокой толстою каменною стеною, которая с северо-западной и с западной сторон совершенно закрыта; ворота устроены ее северной стороны на Троицкий переулок, и затем несколько ворот и выходов с юго-восточной стороны на Владимирскую улицу; прежде были и с западной стороны особые митрополичьи ворота, украшенные лепными работами, выходящие на Георгиевский переулок, ныне совершенно заложенные кирпичом. Ограда эта сооружена в 1746 г. С юго-восточной стороны Софиевского собора, перед которой открывается еще и поныне довольно значительная площадь, над оградою возвышается каменная четырехэтажная колокольня, украшенная изображением святых, 14-ю позолоченными орлами и очень красивыми лепными орнаментами. Время возникновения этой колокольни относится к концу 17-го века, когда она именовалась триумфальной. Сооружение нынешнего ее здания происходило в несколько приемов; последний этаж надстроен в 1851 году.

Текст адаптирован из книги
"Кiевъ теперь и прежде"
М.М. Захарченко, 1888 г.

В дополнение отрывки из интервью на Радио Свобода с генеральним директором Национального заповедника "Софія Київська" Нелли Куковальской.

"... ті дослідження, які проводяться вже 30 років на теренах Софії, безпосередньо в Софії, говорять про те, що початок будівництва і закладення самої Софії відбулося при Володимирі, хрестителі Русі, в 1011 році. Це підтверджують і певні документи. Це і літописні дані, це тенденційні розписи. Мабуть, про це всі знають. Були знайдені документи у ватиканському архіві, які говорять теж про те, що Володимир, хреститель Русі, побудував у Києві Руську митрополію. Це дуже серйозна заявка. Дуже серйозна заявка – це ті графіті, які знаходяться на стінах. Це першоджерело. Є графіті просто датовані. Датовані 1018 роком, 1019 роком, 1022 роком, більш пізніші є. Це говорить про те, що коли писалися і датувалися ці графіті, Софія вже була збудована, була розписана і була величним храмом. Окрім того, самі розписи теж говорять про заснування Софії великим київським князем Володимиром і його дружиною, візантійською принцесою Анною. Багато покровителів їхніх небесних в образах святих стоять на стінах. Їх ніхто не читав, ніколи не трактував, а завжди у засновників собору були свої покровителі, окрім їхнього зображення. І ми трактуємо світські розписи як зображення Анни і Володимира, трактуємо їхніх покровителів небесних. Це теж один із тих аспектів, які ніколи в історіографії питання не розглядалися. "

"До речі, якщо відкинутися наші дослідження, то існує дві дати заснування собору: 1017 рік і 1037 рік. Одні вчені відстоюють 1017 рік, а другі – 1037 рік. Між ними теж точиться полеміка наукова. Це є нормально. "

"Зараз підключилася дата 1011 рік. Але дуже багато вчених підтримують цю ідею. Нас підтримують визначні історики, доктори наук, які працюють в різних інституціях наукових. "

"Дивлячись по тому, як був конструктив зроблений самої Софії, наштовхує на такі думки, що будівничі, які будували, не зовсім були пристосовані до кліматичних умов Києва і до ґрунтів, на яких будували Софію Київську. – Тобто, це були візантійські майстри ймовірно? – Так. Вони будували в теплих кліматичних умовах. І ми бачимо на макеті, який стоїть в Софії зліва, великі гульбища. Потім воно було перебудовано. В теплому кліматі воно себе виправдовує. У нас воно себе не виправдовувало. Наступний момент, що Софія працює з декількома великими анклавами, вона не є єдиною цілісною спорудою, вона є з тріщинами великими. І це природній фактор. Це не те, що вона руйнується, а це те, що не було зроблено температурних деформаційних швів під час будівництва. Вона сама собі їх зробила. Це ми бачимо у кладці на стінах і в тих архітектурних компонентах, які залишені, незакриті штукатуркою. "
Схема-карта Софийского собора

Каталог сайтов Киева

Твой Киев © 2011 | Об использовании | Контакт